Скорректированная прибыль группы Аэрофлот в III квартале выросла на 23%
Москва. 29 ноября. — В III квартале 2024 года скорректированная прибыль группы «Аэрофлот» выросла на 23,3% в годовом исчислении, до 21,6 млрд рублей, сообщила компания.
Чистая прибыль до коррекции составила 17,7 млрд рублей против убытка в 9,3 млрд рублей годом ранее.
Скорр. EBITDA сократилась на 9,1%, до 67,1 млрд рублей, тогда как консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал этот показатель на уровне 77,8 млрд рублей (при диапазоне оценок от 73 млрд до 86,8 млрд рублей).
Выручка группы выросла на 37,3%, до 259,3 млрд рублей (консенсус-прогноз был на уровне 255,1 млрд рублей)
Основные финансовые показатели группы «Аэрофлот» в III квартале и за 9 месяцев 2024-2023 годов
Млн руб., если не указано иное | 3К 2024 | 3К 2023 | Изм. | 9М 2024 | 9М 2023 | Изм. |
Выручка | 259 342 | 188 928 | 37,3% | 636 557 | 441 104 | 44,3% |
Скорректированная EBITDA* | 67 068 | 73 750 | -9,1% | 184 257 | 139 964 | 31,6% |
Рентабельность EBITDA | 25,9% | 39,0% | -13,2 п.п. | 28,9% | 31,7% | -2,8 п.п. |
Прибыль/убыток за период | 17 649 | -9 322 | — | 59 936 | -111 322 | — |
Скорректированная прибыль/убыток** | 21 558 | 17 489 | 23,3% | 48 583 | -2 594 | — |
* Показатель EBITDA скорректирован на эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, резервы под ожидаемые кредитные убытки, резервы на предоплату за поставку воздушных судов, а также прочие резервы.
** Чистая прибыль/убыток скорректированы на курсовой эффект от аренды, эффект страхового урегулирования отношений с иностранными арендодателями, резервы под ожидаемые кредитные убытки, резервы на предоплату за поставку воздушных судов, эффект от переоценки отложенных налоговых активов и обязательств, а также прочие резервы.
В основе положительных результатов третьего квартала — активное развитие перевозок, увеличение налета и повышение операционной эффективности, в том числе рост процента занятости кресел (которая достигла рекордных 92,3%), а также контроль над расходами, отметил первый замгендиректора по коммерции и финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. Однако условия, в которых работает группа, по его словам, остаются сложными: в их числе ограничения международных полетов, ускоренный переход на российские IT-решения, удорожание керосина, аэропортового обслуживания, ремонта самолетов, инфляционное давление на другие статьи расходов.
«В этой среде особенно важны отраслевые инструменты, обеспечивающие предсказуемость ключевых затрат, прежде всего топливный демпфер. В третьем квартале он, как и раньше, компенсировал часть роста расходов на керосин, однако с учетом динамики экспортной цены отмечается его материальное сокращение (до 10,4 млрд рублей против 24,1 млрд рублей годом ранее — ИФ)», — отметил Чиханчин.
Операционные расходы
Млн руб., если не указано иное | 3К 2024 | 3К 2023 | Изм. | 9М 2024 | 9М 2023 | Изм. |
Расходы на авиационное топливо | 89 954 | 65 637 | 37,0% | 229 620 | 155 684 | 47,5% |
Операционные расходы за искл. авиационного топлива | 156 108 | 49 800 | 3,1х | 324 474 | 214 860 | 51,0% |
Обслуживание воздушных судов и пассажиров | 41 922 | 34 062 | 23,1% | 108 897 | 82 715 | 31,7% |
Амортизация и таможенные пошлины | 28 300 | 34 568 | -18,1% | 85 065 | 103 713 | -18,0% |
Расходы на оплату труда | 31 995 | 19 357 | 65,3% | 74 896 | 55 554 | 34,8% |
Техническое обслуживание воздушных судов | 21 422 | 7 137 | 3,0х | 40 382 | 15 577 | 2,6х |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы | 3 385 | 2 894 | 17,0% | 10 945 | 8 682 | 26,1% |
Расходы на средства связи | 1 310 | 1 153 | 13,6% | 3 464 | 2 855 | 21,3% |
Операционные расходы за искл. прочих расходов/доходов | 218 288 | 164 808 | 32,4% | 553 269 | 424 780 | 30,2% |
Прочие расходы/доходы, нетто | 27 774 | -49 371 | — | 825 | -54 236 | — |
Операционные расходы итого | 246 062 | 115 437 | 2,1х | 554 094 | 370 544 | 49,5% |
Общий долг группы на конец сентября снизился на 7,6% относительно конца 2023 года, до 690,7 млрд рублей. Размер кредитов и займов уменьшился на 33,6%, до 69,3 млрд рублей. При этом сумма кредитной задолженности (банковского долга и по облигациям) снизилась на 39,5%, до 53,4 млрд рублей. Объем денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличился на 3,6%, до 121,3 млрд рублей. Чистый долг составил 569,4 млрд рублей, что ниже показателя на конец 2023 года на 9,7%.
Долговая нагрузка
Млн руб. | 30.09.2024 | 31.12.2023 | Изменение |
Кредиты и займы*** | 69 258 | 104 368 | -33,6% |
в т.ч. кредиты банков и облигации | 53 386 | 88 175 | -39,5% |
Обязательства по аренде | 620 962 | 642 883 | -3,4% |
Пенсионные обязательства | 514 | 554 | -7,2% |
Общий долг | 690 734 | 747 805 | -7,6% |
Денежные средства и краткосрочные финансовые инвестиции | 121 349 | 117 126 | 3,6% |
Чистый долг | 569 385 | 630 679 | -9,7% |
*** В апреле 2023 года ПАО «Аэрофлот» была проведена сделка по продаже и обратной аренде 10 Boeing 777. Полученное от арендодателя финансирование отражено по справедливой стоимости, рассчитанной как арендные платежи, продисконтированные под рыночную ставку привлечения заемных средств.
Пассажиропоток группы «Аэрофлот» в III квартале вырос на 14,8% г/г, до 17,1 млн человек: на внутренних линиях перевезено 13,6 млн пассажиров (+12%), на международных — 3,5 млн (+27,1%). Пассажирооборот увеличился на 16,4%, предельный пассажирооборот — на 14,1%. Процент занятости кресел составил 92,3% (+1,8 п.п.).
Группа «Аэрофлот» объединяет одноименную авиакомпанию, «Победу» и «Россию». Государство контролирует 73,8% акций в «Аэрофлоте», 1,2% составляют квазиказначейские акции, 0,0001% — у менеджмента компании, 25% находятся в свободном обращении на «Московской бирже».